Эффективная система обратной связи для вашей организации. Узнать подробности

Главная / Инструкции /

Мошенничество в интернет-магазинах

Вкратце об инструкции

С каждым годом количество покупок через интернет неизменно растет. Вместе с ними, к сожалению, растет и количество случаев обмана в интернете.
В инструкции мы расскажем, как отличить мошенников от реально существующих интернет-магазинов, и что делать, если вы все таки совершили покупку, но были обмануты.

 

детализированная инструкция

ШАГ 1.
Изучите информацию о магазине ДО того, как совершить покупку

Не забывайте - наилучший способ избежать обмана со стороны интернет-магазина – быть максимально осторожным и тщательно относиться к выбору сайта, на котором хотите совершить покупку.
На что стоит обратить внимание?

1) Цена
Первое, на что необходимо обратить внимание при покупке - это цена.
Если она намного ниже средней цены товара, то уже на этом этапе можно предположить, что это мошенники. 

Даже если Вы все таки получите свою покупку, это не гарантирует отсутствие проблем в дальнейшем (например, это может быть некачественный товар, который вы не просто не сможете вернуть)

2) Отзывы
Внимательно изучите отзывы о магазине.
Если отзывы плохие или их нет в принципе - лучше сразу отказаться от заказа.
Обязательно удостоверьтесь, что читаете информацию о нужном интернет-магазине.
Иногда мошенники меняют букву или символ в названии известных сайтов, чем вводят покупателя в заблуждение)

И конечно же никогда не читайте отзывы о магазине на его же сайте, они всегда фальшивые.

3) Варианты оплаты

Если это только такие варианты как:

  • перевод средств на банковскую карту
  • перевод средств на электронные кошельки Yandex, WebMoney, QIWI
  • оплата при получении наложенным платежем (часто используется мошенниками, так как создает видимость надежности)

Это еще один негативный сигнал. Особенно если это интернет-магазин, созданный как группа в социальной сети.
Даже если предполагаемый продавец пришлет вам фотографию своего паспорта, это не означает, что ему можно доверять.

У настоящих интернет-магазинов обычно есть варианты оплаты по факту получения товара. Например, оплата курьеру при получении. 
Или пункты самовывоза.

4) Позвоните по указанным номерам телефона

Спросите у оператора данные юридического лица (полное наименование, имя учредителя, ИНН).
Спросите, где находится их офис и можно ли туда приехать.
Возможно, уже на этом этапе потенциальный продавец бросит трубку.

ВНИМАНИЕ! если интернет-магазин в разделе “Контакты” вообще не содержит в контактах данных о юридическом лице, большая вероятность, что это мошенники.

Этих четырех шагов должно быть достаточно для того, чтобы у вас появились сомнения в добросовестности магазина.

ШАГ 2.
Обращайтесь в Полицию

Но что делать, если вы все же оказались в ситуации, когда заказ уже оплачен (полностью либо частично), а интернет-магазин свою обязанность по его передаче исполнять не собирается, либо прислал вам вовсе не то, что вы заказывали и теперь не выходит на связь?

Описанная ситуация - это мошенничество и согласно ст. 159 УК за него наступает уголовная ответственность.
Продавец умышленно ввел вас в заблуждение, никакой товар он не собирался вам передавать в принципе, либо заранее был намерен обмануть вас и предоставить дешевую подделку либо иную вещь взамен приобретаемой.

Что можно сделать в таком случае?

Во-первых, обратиться в отделение полиции по своему месту жительства с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества по ст. 159 УК РФ. Расследованием преступлений, связанных с интернет-мошенничеством, занимается специальный отдел “К” МВД.

Заявление необходимо подать дежурному сотруднику в письменной форме.
Приложите к заявлению всю имеющиеся у вас доказательства: переписку с мошенниками, выписки/квитанции о переводе денежных средств и тд. (копии)

Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет трехдневный срок для принятия решения (он может быть продлен до 30 дней). 
Но будьте готовы к тому, что по итогам рассмотрения заявлений о возбуждении уголовного дела по факту интернет-мошенничества часто выносится отказ.

ШАГ 3.
Обращайтесь в Прокуратуру

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован в вышестоящему руководителю должностного лица, либо в Прокуратуру (обращайтесь в раонную Прокуратуру по месту подачи вашего заявления) как необоснованный.
Так как часто проверка заканчивается получением объяснений потерпевшего и более никаких действий по установлению возможных преступников не предпринимается.

Жалоба составляется в письменной форме и должна содержать следующие данные:
1) ФИО и должность лица, к которому вы обращаетесь
2) Ваше ФИО и контактные данные (адрес проживания, контактый телефон, адрес электронной почты)
3) Подробное описание ситуации (дата обращения с заявлением о возбуждении уголовного дела, копия заявления, информация о должностном лице, осуществляющим проверку, обоснования незаконности отказа и иная информация, имеющая отношение в делу)
4) Приложенные документы
5) Дата и подпись

Чем больше людей будут обращать внимание правоохранительных органов на мошеннический интернет-магазин, тем больше вероятность, что преступник рано или поздно будет найден.

#angrycitizen
Партнёры проекта Работа в России Наш город Гостехнадзор Москвы Правительство Республики Ингушетия Территориальный орган Росздравнадзора по Краснодарскому краю Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области Тульская область Московская область Автомобилисты подмосковья Лига закона